Музыка

«Бах в джазе», цыганское фламенко и новоорлеанский хип-хоп. Первый день «Джазовой провинции»

Share this post

В пятницу, 26 октября, стартовал XXIII международный фестиваль «Джазовая провинция». Первый день открыли выступления трио Леонида и Николая Винцкевичей и Бориса Андрианова «Vintskevich & Andrianov Project». Когда погас свет, на сцене зазвучало волшебное сочетание рояля, саксофона и виолончели, в котором слушатели узнали сюиту Баха.

«Бах был одним из выдающихся импровизатором всех веков, а для своей эпохи так и вовсе непревзойденным, что также дало повод объединить наше преклонение перед эстетикой джаза и классикой. В сюитах действительно много того, что на самом деле могло быть совмещено с языком джаза. Чем больше я изучал его произведения, — рассказал в интервью Леонид Винцкевич, — тем больше открывал его для себя. Он уже не был просто монументом, великим классиком, он стал человеком, который умеет смеяться, умеет танцевать, радуется солнцу, детям».

Когда слышишь, как знаменитая прелюдия или фуга исполняется в новой вариации и плавно перетекает в классические джазовые мелодии, мысль о том, что Бах был изобретателем джаза, перестает казаться безумной. Не смотря на то, что слово «джаз» придумали гораздо позже, дух поиска новых форм, мелодий, тональностей, необычных звуковых и ритмических сочетаний, безусловно, присущи великому немецкому композитору.

«Когда я посмотрел историю создания сюит Баха, узнал, что они были написаны как упражнения для виолончелистов. За это время были созданы десятки транскрипций — для органа, для клавесина, для симфонического, для камерного оркестра. С текстом все обращались свободно, видимо, в связи с тем, что они были написаны как учебное пособие. Вот и мы творчески попытались найти новое прочтение – с новыми мелодиями, с новыми формами, — рассказывает Леонид Винцкевич.

Проект VIVA Bach! – удивительная и весьма необычная работа музыкантов. Трио еще раз продемонстрировало, что для джаза, сколь бы он ни был своеобразен по звучанию, нет музыкальных границ, а импровизации подвластна даже нетленная мировая классика. Особенно интересной показалась заключительная композиция, к исполнению которой присоединился барабанщик Stooges Brass Band. Она получилась не такой академичной, как предыдущие мелодии, более солнечной, позитивной и динамичной.

Коллаборацию Винцкевичей и Андрианова сменил на сцене дуэт испанской вокалистки Carina La Dulce и виртуозного гитариста Саши Колпакова из США. Они относят свою музыку к жанру Gypsy Fusion, поэтому назвали свой дуэт «Gypsy Fusion Duo». В основу песен под испанскую гитару легла смесь цыганских, балканских, индийских мотивов, зажигательного фламенко и джазовой музыки. По словам Карины, их песни подразделяются на две части – одни о красивых девушках, другие о любви. Прозвучал мотив из известной цыганской песни, музыка, соединяющая в себе такие разные стили как фламенко и босса-нова, а также авторская инструментальная композиция Саши Колпакова, под которую Карина станцевала.

Организаторы фестиваля отметили, что им давно хотелось привезти в Воронеж коллектив, исполняющий фламенко. Несмотря на плотный гастрольный график Саши в Америке, он все же смог прилететь в Россию специально для того, чтобы посетить «Джазовую провинцию». И не зря. Атмосфера в зале с появлением на сцене дуэта сменилась с серьезной и задумчивой на более певучую и позитивную. Подпевать Карине на испанском казалось непросто, но зрителей не останавливал языковой барьер. Когда звучит музыка, сотканная из таких наполненных энергией стилей, не обязательно понимать язык исполнительницы – смысл песни читается интуитивно из её характера, она словно зажигает слушателя изнутри. Замечательно, что воронежцам представилась возможность познакомиться с музыкантами, которые не боятся импровизировать и соединять, казалось бы, несоединимые стили, получая в итоге яркие неповторимые по звучанию песни.
После перерыва воронежских любителей джаза ждало по-настоящему необычное представление. Рядом с черным роялем появился синтезатор, барабанная установка, а вместе с ними музыканты с электрогитарой, тубой и тромбоном. Коллектив The Stooges Brass Band приехал с родины джаза – Нового Орлеана, США. Их музыка объединяет в себе мотивы исконно афроамериканского джаза, фанка, ритм-н-блюза и хип-хопа. Сами музыканты отмечают, что их фишка – превращать даже самые неприспособленные залы в танцплощадки.

Ещё перед началом выступления солист призывает всех танцевать вместе с ним. Зажигательные мотивы и очаровательные улыбки темнокожих артистов не могут оставить равнодушными даже самых консервативных слушателей. Сначала публика слегка неохотно поднимает руки по просьбе солиста. Потом потихоньку начинает подпевать ему и пританцовывать на стуле. С удивительной легкостью музыканты переключаются с инструментов на вокал, с вокала на танцы, спускаются к зрителям в зал и поднимают их с кресел. К концу вечера казалось, что вся филармония, привыкшая к строгой классике, стояла на ушах, хлопала, топала и пела. В проходе творилась настоящая дискотека. Зрителям раздали бумажные салфетки в качестве платочков, собрали самых активных в паровозик и, размахивая реквизитом, процессия протанцевала между рядов в фойе и вернулась в зал. Усидеть было невозможно! Зажигательных парней просили на бис, а после окончания выступления в холле выстроилась очередь за фотографиями и автографами. Пожалуй, можно смело назвать «The Stooges Brass Band» самым смелым и энергичным коллективом «Джазовой провинции».

Эти ребята поистине яркое пятно в мире джаз-музыки, большие профессионалы и настоящие фанаты своего дела. Группа была сформирована еще в 1996 году, после чего состав многократно менялся. В настоящий момент «The Stooges» представляет собой большую семью из нескольких составов музыкантов, объединенных общей творческой идеей. В октябре 2010 года.

Stooges Brass Band выиграла конкурс Red Bull Street Kings. С тех пор группа стала более активно развиваться, записываться, участвовать в различных масштабных мероприятиях и гастролировать по миру. В июне 2012 года группа была отобрана Госдепартаментом США, чтобы служить послами культуры в турне по Пакистану . Они выступали в Лахоре , Исламабаде , Карачи, и Хайдарабаде. Лидер Уолтер Рэмси рассказывает, что за время существования группы к нему присоединились люди, которые ранее строили карьеры совсем в других областях, но в итоге выбрали музыку. Их совместное творчество заметили даже в киноиндустрии — песня «Wind It Up» стала саундтреком к фильму «Фокус» с Уиллом Смитом в главной роли. Участники планируют выпустить книгу о творчестве группы, в которую так же войдет множество интересных историй, случившихся с ними во время гастролей.

Первый день фестиваля «Джазовая провинция» вдохновил и оставил много ярких эмоций от выступлений коллективов. Непередаваемая атмосфера музыкального праздника царила в филармонии. Очень радует, что такое масштабное творческое событие происходит в нашем городе ежегодно и с каждым концертом воронежцы узнают новые имена российских и мировых знаменитых джазовых исполнителей.

Автор: Виктория Ткаченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Похожие записи

Arctic Monkeys выпустили сюрреалистический клип «Four Out Of Five» в стиле фильмов Кубрика

Arctic Monkeys готовы представить слушателям свой новый альбом